Раньше чем приступить к описанию методов лечения семьи, зараженной европейским гнильцом, следует отметить, что по мнению, высказанному правительственными экспертами, правильное ведение пчеловодства чрезвычайно затрудняет внедрение этого гнильца на пасеку. Или, говоря иными словами, лучше пользоваться предупредительными мерами, чем лечением. Правильно вести пчеловодство — значит иметь сильные семьи пчел, начиная с ранней весны. Чтобы достигнуть этого, надо предоставить пчелам благоприятные условия для зимовки, а это в свою очередь достигается в северных штатах обеспечением пчел достаточным количеством естественных запасов и защитой от холода. Защита эта, если пчелы зимуют на открытом воздухе, сводится к содержанию пчел в ульях с двойными стенками, или же под защитою чехлов на ульях, о чем говорится в статье: Зимовка на воздухе. Защита от холода может быть достигнута также уборкой ульев на зиму в благоустроенные омшаники, о чем изложено в статье: Зимовка в омшаниках.
В местностях с более теплым климатом, для того, чтобы обеспечить себя сильными семьями к весне, необходимо оставлять пчелам возможно большие запасы меда. Необходимо это потому, что, при вылетах пчел два-три раза в неделю, многие старые пчелы не возвращаются в ульи. Другие же, возвращаясь с нектаром или пыльцой, приступают к выводу детей, благодаря чему в семье возникает потребность в запасах, в количестве почти вдвое большем, чем в семьях, зимующих в холодных странах. Автор убежден, что в придачу к этому, было бы целесообразно заполнить пространство между стенками улья каким-нибудь упаковочным материалом в умеренном количестве.
Сущность приемов, практикуемых для борьбы с европейским гнильцом, когда он уже появился на пасеке, сводится к следующим основаниям: к усилению семей, к уничтожению маток, с целью дать пчелам возможность избавиться от зараженного материала, и к подсадке затем новых маток от стойких против гнильца пород пчел. Но, прежде чем приступать к подробному описанию такого рода лечения, необходимо предпослать краткую историю того, каким образом были открыты лучшие методы борьбы с европейским гнильцом.
В 1899 году и в начале 1900 года, когда европейский гнилец был известен в Нью-Йорке только как новая форма болезни, несколько отличающаяся от прежней, для борьбы с нею стал применяться метод стряхивания пчел. Однако, вскоре оказалось, что болезнь эта продолжала развиваться. Тогда было замечено, что благоприятные результаты стряхивания достигаются только в семьях итальянской породы. Затем было обнаружено, что некоторые разновидности итальянской пчелы более стойки по отношению к заразе, чем другие. Наконец, инспектора по борьбе с гнильцом внесли предложение продолжать лечение стряхиванием и попутно заменять маток итальянскими. Слабые семьи рекомендовалось соединять, пока не получались достаточной силы семьи. Затем некоторые пчеловоды стали замечать, что одним введением у себя на пасеке стойких против гнильца итальянских пчел можно было достичь искоренения болезни.
В 1904 г. Е. В. Александр из Делан-сона, штата Нью-Йорк, о котором упоминается в нескольких отделах этого труда, сообщил автору, что один из его соседей нашел способ лечения, по его мнению, вполне действительный. В то время он еще не брался утверждать, будет ли достигаться этим способом полное излечение; но после того, как он испытал его, примерно, на 500 семьях, он опубликовал метод лечения, который с тех пор носит название «метод лечения Александра» и который является основой всех современных методов борьбы с европейским гнильцом. Вкратце метод Александра сводится к следующему.
Все больные семьи на пасеке, за исключением очень сильных, соединяются по две или по несколько вместе, пока из них не получится в достаточной мере сильных семей. В некоторых случаях усиление слабых семей может быть достигнуто путем передачи слабой семье рамок с готовой к выходу деткой, взятых от сильной семьи. Затем удаляется матка из больной семьи, а спустя девять дней уничтожаются все маточники. Тем временем приступают к выводу соответствующего числа маточников, от лучшей из имеющихся на пасеке семей итальянской породы. Когда маточники в этой семье будут доведены до состояния зрелости, их раздают в семьи, от которых 20 дней назад были отняты матки. В течение того времени, пока семьи остаются без маток, пчелы энергично чистят и приводят в порядок соты и с началом червления новой матки, что обычно происходит на 27 день после отнятия маток, вновь появляющаяся детка уже не носит следов болезии. Нет надобности при этом удалять из ульев старые соты или дезинфецировать их. Отобранные от семей матки должны быть уничтожены. В целой серии статей, написанных Александром в защиту предложенного им метода (ибо он получил возражения со стороны тех, кому не удалось достигать этим способом благоприятных результатов), он особенно подчеркивает необходимость: во-первых, обеспечить себя сильными семьями; во-вторых, ввести на пасеке сильных и стойких против гнильца итальянских пчел и, в-третьих, оставлять семьи без матки не менее 20 дней, после чего давать им либо зрелые маточники, либо только что вышедших на свет неплодных маток.
С. Д. Хаус из Камиллуса, штата Нью-Йорк, говорил автору, что самая хорошая порода итальянских пчел способна сама по себе искоренить европейский гнилец, если продержать ее без матки в течение некоторого времени. Он показал целый ряд семей, прежде болевших гнильцом, но совершенно излечившихся от него. Он говорил нам, что на всех расположенных в окрестностях пасеках, где водились черные и гибридные пчелы, свирепствовал европейский гнилец. Но несмотря на то, что его пасека находилась поблизости от них, он нисколько не опасался заражения ее. С. Д. Хаус написал целый ряд статей для «Gleanings in Bee Culture» за 1911 г. и среди них была статья, помещенная на 330 странице, в которой изложен его метод борьбы с европейским гнильцом, чрезвычайно схожий с методом Александра. В то время статья эта возбудила значительный к себе интерес. Издатель «Gleanings» подвергся жестокой критике со стороны некоторых инспекторов штата за опубликование подобной ереси; но Мудрое Время показало, что Александр и мистер Хаус были почти правы.
В более поздние годы европейский гнилец вспыхнул на пасеке д-ра С. С. Миллера из Маренго, штата Иллинойс, лица чрезвычайно авторитетного, на которого мы неоднократно ссылаемся в нашем труде. Автор посоветовал ему применить метод Александра или, еще лучше, метод Хауса, чем он и воспользовался, и достиг блестящих результатов. Совершенно случайно им было обнаружено, что нет никакой надобности оставлять семью без матки долее, чем на десять дней, так как семья итальянской породы прекрасно может справиться с задачей очистки сотов за это время. После двухлетних опытов по борьбе с европейским гнильцом, д-р Миллер опубликовал несколько видоизмененный им метод Александра и Хауса, который в общем более сходен с методом С. Д. Хауса. Доктор Миллер говорит: «Во-первых, усильте семью, независимо от того, в какой степени развития болезни она находится. При более тяжелой степени, уничтожьте матку и как только семья почувствует, что она лишилась матки (скажем, по истечении суток), дайте ей зрелый маточник или же, тотчас же после уничтожения матки, подсадите ей однодневную неплодную матку или вставьте в улей заключенный в клеточку маточник. Вот и все; остальное будет сделано самими пчелами. При легкой степени развития болезни, усильте семью и не удаляйте матку из улья, а только заключите ее в клеточку на неделю или десятидневный срок — вот и все. Но не думайте, что болезнь будет сразу искоренена навсегда.
В прошлом году у меня на пасеке легкая форма гнильца наблюдалась, примерно, у одной из каждых четырех семей. В этом году она наблюдается у одной из двадцати».
Следует отметить, что доктор Миллер, так же, как и Александр, особенно подчеркивает важность того, чтобы все семьи были сильными, независимо от того, проводится ли лечение над сильно или слабо развитым гнильцом. Позднее им были сделаны следующие добавления.
«В одном письме мне был задан вопрос: «Что вы делаете, чтобы сохранить соты?» Ровно ничего. Пользуюсь ими точно так же, как если бы в них никогда не было гнильца. Сильные пчелы с сильной маткой сами очистят их. Правда, в сотах могут остаться кое-где споры и тогда возможно возобновление болезни, но в конечном итоге потери от этого будут менее значительны, чем если все соты будут подвергнуты перетопке; вполне возможен возврат болезни, но не более часто, чем при условии уничтожения всех сотов. На моей собственной пасеке, мне кажется, что случаи повторения болезни в тех семьях, которым оставлялись старые соты, бывали не чаще, чем в тех, которые переводились на искусственную вощину.
Очень многие следовали советам Хауса и доктора Миллера и достигали очень хороших результатов. Отсюда, однако, не следует, что болезнь всегда исчезает после применения этих методов лечения, но все же они дают возможность настолько обезвредить болезнь, что она уже проявляется только в единичных случаях и притом в чрезвычайно легкой форме. Вначале вполне возможно, что одни итальянские матки ругие менее стойкое против гнильца потомство. В последнем случае достаточно обезматочить семью на десять дней и затем предоставить новой матке завершить лечение.
В связи с этим, следует отметить, что наличие или отсутствие раннего взятка существенно влияет на трудность борьбы с болезнью. Мистер Хаус и доктор Миллер имели возможность сократить период пребывания семьи без матки, так как их пасеки находятся в местностях, где взяток наступает рано весной, благодаря обилию белого клевера, который значительно способствует тому, чтобы пчелы более энергично очищали соты от трупов личинок. С другой стороны, опыты Александра производились в районе, обильном гречихой, где взяток начинается только в августе, а в июне собирается лишь незначительное количество нектара с белого клевера, а иногда и вовсе ничего не собирается. Этот более поздний период наступления взятки в районе произрастания гречихи и вообще во всех районах, где взяток наступает поздно, благоприятствует распространению гнильца и увеличивает трудность борьбы с ним.