Особенности пчеловождения на среднем Урале

Указания по выполнению работы

Когда все готово для начала работ, зажгите одну из печей и поставьте котелок, наполненный водой немного больше половины. Если вода слишком жестка, добавьте немного уксуса для окисления воды и в предупреждение частичного омыления, происходящего в пористом воске. Когда вода закипит, опустите в нее старые соты. Можно поместить туда от 35 до 40 сот (заполнив бочонок почти наполовину), при условии, что они будут тщательно уминаться при помощи мешалки и перемешиваться по мере их растапливания. Когда все соты, которые котел сможет вместить, будут соответственным образом помещены, наденьте крышку и дайте массе хорошенько провариться. Одновременно зажгите другую печку и поставьте на нее другой котел с водой; также зажгите горелку и под паровым котлом у третьей печки для снабжения паром прессового чана. Облегчает работу добавка соломы, предпочтительнее ржаной, «ели последнюю нарезать длиною по 5 см и смешать с плавящимися сотами. Это придает массе большую пористость, благодаря чему воска в сгустке остается меньше.

Ошибочно было бы начинать прессование немедленно, как только расплавятся соты. Продолжайте процесс варки при частых помешиваниях, пока соты не обратятся в пористую испускающую пары массу. Не должно также оставаться твердых кусков.

Когда содержимое первого котла будет готово для прессования и пар начнет поступать из трубки в дно прессового чана, выдвиньте чан вперед по плоскости, на которой он стоял, придерживая его в положении, при помощи нажимного хомута, находящегося на нижнем конце винта, надавливая на верхний конец чана. Должно быть приготовлено несколько хороших прочных кусков холста, площадью: по крайней мере около 250 кв. см. Положите один из них в чан, другим накройте чан сверху и влейте несколько ковшей горячей воды из другого котла в чан, чтобы хорошо прогреть все его части. Вылейте затем воду и расстелите холст по чану. Опустите около 7,5 кг растопленных сот с водой в пресс и сложите аккуратно поверх них холст, так тщательно, как если бы вы завязывали упаковку. Это очень важно, потому что, если в одном конце массы будут находиться толстые складки материи, другие части мервы не смогут из-за этого получить нужного давления. Обертывайте так: заверните заднюю сторону вперед, стараясь обогнуть стороны ровно, затем заложите поверх этого переднюю часть, наконец, аккуратно заверните боковые части. Положите круглую зажимку с планками на место (конечно, планками вниз), вдвиньте чан обратно, точно на середину платформы, и начинайте завинчивать винт очень медленна.

В это время может оказаться необходимым убавить огонь газолиновых горелок под первым котлом, чтобы содержимое в нем не слишком перегрелось; если же котел стоит на печке отодвиньте его к краю. Проявите крайнюю осторожность, чтобы не деть воску кипеть. Кипение воска может грозить серьезно пожарной опасностью. Как только закипит вода во втором котле, начинайте наполнять его сотами.

Всегда опускайте винт пресса медленно. При быстром спуске, прежде чем находящаяся жидкость в массе, внутри холста, могла бы быть выжатой, холст и содержимое внутри его могут сместиться и оказаться расположенными вокруг зажимного диска, серьезно препятствуя этим удалению воды из воска. Вращайте винт только тогда, когда он легко вращается; только когда он будет доведен совсем до низу, тогда его можно туго подтянуть. Гораздо опаснее применять слишком сильное давление—чем давление недостаточное. Можно прессовать сколько угодно без опасения охлаждения, вследствие пара, поступающего непрерывно.

Вместе с сотами нужно влить достаточное количество воды, чтобы вода и воск, когда винт будет совсем внизу, почти покрывали металлический прижимной хомут на конце винта. На опускание винта донизу нужно потратить 2—3 минуты. Когда он дойдет донизу, насколько только можно, дайте винту обратный ход, настолько, чтобы чугунный хомут немного лишь не выходил бы из жидкости; подтяните веревкой за ручку деревянную зажимку, пока она не освободится от холста, давая таким образом горячей воде опять насытить остаток. Минуту, или около этого, спустя медленно надавите еще раз. Этот процесс нужно повторить два или три раза.

Вместо струи пара, как было описано, можно пользоваться дополнительным чаном, пока один подогревался бы на печке, другой стоял бы под прессом. Когда винт будет окончательно внизу, дойдя до своего предела, поставьте лоханку или большой таз на полу против пресса, и, опрокинув последний, вылейте все, и воду и воск. Оставьте пресс на несколько минут стоять опрокинутым, пока не стекут последние капли воска.

Когда воск перестанет капать, опрокиньте пресс обратно, в его обычное положение, и вылейте горячую воду и воск в пустой чан или бочонок с деревянным краном на дне. Если пользоваться бочонком, более узким вверху, горячая вода, по окончании работ, должна быть вылита в первую очередь, а воск перелит для затвердения в зара-1 нее натертые мылом формы. Удобнее пользоваться чаном овальной формы или круглым, расширяющимся кверху, так, чтобы воск мог оставаться непосредственно в них до затвердения одной большой плиткой. В последнем случае никаких затруднений при выемке плитки воска не встречается хотя бы даже и при толщине ее в 20—25 см.
Назначение втулки или крана у дна—дать возможность слить горячую воду, которая может быть применена и еще много раз. Нет возражений к пользованию каждый раз свежей водой, поэтому, когда первый котел достаточно освободится, горячая вода может быть взята из дополнительного чана, чтобы опять наполнить его до половины для новой загрузки сотами. Если работа только что впервые начинается, то хорошо наполнить котлы немного больше чем наполовину, чтобы всегда иметь запас воды для последующих растапливаний сот.

Если работа была закончена аккуратно, винт был поднят после того как вода и воск стекли и зажимка вынута, масса должна иметь сухой вид. Если взять ее полною горстью, когда она стряхнула в ящик или в корзину, и тотчас же сдавить между пальцами, покажется лишь небольшое количество воска. Если между пальцами обнаружатся только очень тонкие пленки воска, то работа выполнена добросовестно. Очень удобно даже, пожалуй, необходимо, надевать при этой работе холщевые перчатки, потому что мерва бывает очень горяча, когда ее вытряхивают из холста.
Если при вытряхивании из холста мервы, последняя полностью не вытряхивается, положите материю на ящик, книзу внутренней стороной, и быстро потрите ее между руками, таким образом вам удастся ее вытряхнуть. Потом положите холст опять под пресс и повторите процесс.

Одного и того же холста должно хватить примерно на двенадцать прессований. Будьте внимательны и старайтесь не пропустить какого-либо признака слабого места в холсте или намека на износ. Если что-нибудь заметили, бросьте эту материю и замочите ее новой.

Чан с добавочной горячей водой и воском, вылитыми из чана из-под пресса, — нужно покрыть тяжелой материей или мешковиной, потому что чем полнее может быть сохранена их теплота, тем меньший срок займет пуск в ход новой зарядки котла с сотами. Конечная потеря воска при этой операции не должна быть выше 3%. Автору неизвестен ни один практический прием, который обеспечивал бы полное получение воска.

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.

Похожие материалы

  • Задача получения воска из новых сотов сравнительно проста, потому что вся операция состоит в растапливании их сперва в горячей воде и изъятии затем воска из горшка. Если же воск нужно получить из старых сотов, задача становится гораздо труднее, так как в ячейках, употребляемых для вывода расплода, находится много слоев коконов, смешанных с воском и трудно от него отделяемых. Если старые соты просто растапливать в горячей воде или на пару, эти коконы будут пропитываться воском, причиняя этим очень крупную потерю. Ниже рассматриваются могущие встретиться затруднения при получении воска из старых сотов.

  • Вышеописанный способ вполне пригоден и весьма удовлетворителен для выработки воска в умеренных размерах, но когда приходится обрабатывать большое количество сот, требуется соответственно и большее оборудование. Некоторые специализируются на растапливании старых медовых сот и делают это своим основным занятием, обслуживая целый район. Для них, конечно, требуется более мощное оборудование. Непрактично строить пресс для воска больших размеров, в точности по только что описанной модели, по той причине, что большая масса не так удобна для обработки да она и не смогла бы вследствие своих размеров получить равномерного по всей их толще давления. Практика показывает, что более удовлетворительные результаты получаются, если пользоваться двумя винтами над удлиненной ступой в прямоугольном баке или котле.

  • Хотя и при крупном хозяйстве пчеловод мог бы пользоваться для распечатывания сотов двумя простыми медовыми ножами, нагреваемыми в горячей воде, работая ими попеременно, как это было указано выше, но он предпочтет воспользоваться паровым ножом, беспрерывно нагреваемым паром через паропровод от небольшого котелка. Такой нож сохранит ему время и труд. Простой медовый нож, как только его вынут из горячей воды, начинает охлаждаться, а когда он остынет, удовлетворительно работать им уже нельзя.

  • При разжижении меда источник тепла (пар, газ, уголь, дрова) не должен приходить в соприкосновение с посудой, содержащей мед, так как в этом случае мед может подгореть и вследствие этого пострадает его аромат. Чтобы предупредить это, применяют горячую воду, или горячий воздух. Вода не должна быть горячее 74°Ц, а температура воздуха никогда не должна быть выше 82°Ц и то только на короткое время. Следует следить, чтобы температура меда не поднималась выше 71°Ц. Если он подогревается лишь для разжижения, а не для разливки его по банкам, то надежнее подогревать мед только до 65,5°Ц. В этом случае не следует поддерживать тепло более того времени, чем это необходимо для того, чтобы кристаллы распустились.